Вопрос: Каков порядок обращения граждан по фактам коррупции?
Ответ: В законодательстве о противодействии коррупции закреплена обязанность, согласно которой государственный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.
Невыполнение этой обязанности является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной службы либо привлечение его к иным видам ответственности.
Порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного служащего к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений определяются ведомственными нормативными правовыми актами.
Кроме того, о фактах коррупции граждане могут сообщить в государственные и муниципальные органы в порядке, установленном Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а в правоохранительные органы в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопрос: Какую ответственность несет лицо, сообщившее о факте коррупции, если этот факт не будет доказан?
Ответ: Конституция Российской Федерации предоставляет гражданам возможность направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, в том числе о коррупционных правонарушениях, на решения и действия (бездействие) должностных лиц этих и других органов.
Для органов власти обращения граждан являются важнейшим источником информации, необходимой для принятия качественных решений, своевременного реагирования на коррупционные проявления.
В случае, если гражданин указал в сообщении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением сообщения государственные и другие органы, а также должностные лица, могут взыскать с заявителя по решению суда.
Кроме того, за заведомо ложный донос о совершенном преступлении и клевете предусмотрена уголовная ответственность.
Вопрос. Расскажите о порядке представления сведений о размещении информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
- гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, — при поступлении на службу за 3 календарных года, предшествующих году поступления на гражданскую службу;
- гражданский служащий – ежегодно за календарный год, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, за исключением случаев размещения общедоступной информации в рамках исполнения должностных обязанностей гражданского служащего.
Ответ: В том случае, если основное место работы в отчетный период менялось, то рекомендуется указывать величину дохода по каждому месту работы с указанием наименования работодателя и даты увольнения (приёма).
Вопрос: Подлежит ли указанию в разделе 1 «Сведения о доходах» сумма социального и имущественного налогового вычета?
Ответ: Сумма социального и имущественного налогового вычета не указывается в данном разделе.
Вопрос: Каким образом рассматриваются обращения граждан, содержащие информацию о фактах совершения коррупционных правонарушений, если такие обращения поступают?
Ответ: Рассмотрения обращений граждан регламентируется Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Все поступившие обращения подлежат обязательной регистрации в течение трех дней с момента их поступления. В случае если решение вопроса требует ответа государственных органов или органов местного самоуправления иной компетенции, а также подлежит тщательной проверке и сбору дополнительной информации, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам. По направленному запросу данные органы обязаны в течение 15 дней предоставить документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения. В случае необходимости, рассмотрение обращения может быть связано с выездом на место (с целью сбора дополнительной информации или проведение дополнительной проверке по собранным фактам).
В целом, вся процедура рассмотрения обращений граждан должна проходить в течение 30 дней со дня их регистрации. В тех случаях, когда необходимо проведение дополнительного изучения или проверки, срок рассмотрения может быть продлен не более чем на тридцать календарных дней, о чем сообщается заявителю в течение трех календарных дней с момента продления срока рассмотрения. Если решение вопросов, изложенных в обращении, требует длительного срока, то обращение ставится на дополнительный контроль вплоть до окончательного его исполнения, о чем сообщается заявителю в течение трех календарных дней.
По материалам проведенной проверки составляется письменный ответ, который направляется заявителю по почтовому адресу (или в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении).
В случае выявления в действиях должностных лиц Управления коррупционной составляющей:
— материалы, собранные в ходе проверки, подтверждающие указанный факт, направляются для рассмотрения в правоохранительные органы;
— по информации, подтверждающей возможность конфликта личных интересов и интересов государственной службы, собирается комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.
Вопрос: Каковы действия государственного служащего, если он не имеет сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей?
Ответ: Если госслужащий не имеет сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, ему следует направить в отдел государственной службы и кадров Управления заявление, с указанием причины непредставления необходимых сведений (раздельное проживание и т.д.). Данный факт подлежит рассмотрению на комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. Гражданские служащие не освобождаются от обязанности представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера несовершеннолетних детей, проживающих с бывшей супругой (бывшим супругом) после расторжения брака.
Вопрос: Какие действия можно назвать «коррупцией»?
Ответ: Частью 1 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлено, что коррупция — это: злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.
Вопрос: Тождественны ли понятия «противодействие коррупции» и «борьба с коррупцией»?
Ответ: Очень часто данные понятия используются как тождественные. На самом деле в соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под противодействием коррупции понимается деятельность органов власти по:
— предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
— выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
— минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Таким образом, борьба с коррупцией является составной частью системы мер, направленной на противодействие коррупции.
Вопрос: К каким видам ответственности может быть привлечено лицо за совершение коррупционного правонарушения?
Ответ: В зависимости от вида правонарушения за его совершение граждане несут дисциплинарную, административную, уголовную, гражданско-правовую ответственность.
Вопрос: Какова ответственность за коррупционные правонарушения?
Ответ: Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.